Следующая типичная неисправность – это выход из строя электроники.
Электроника выходит из строя обычно по двум причинам, это плохое
электропитание и статика.
Симптомы:
- жесткий диск не раскручивается и не издает никаких звуков;
- на плате электроники имеются ярко выраженные следы горелости и видны разрушенные элементы;
- Работы проводимые при восстановлении данных:
- ремонт электроники;
- замена электроники от другого диска.
Примечание: все современные диски имеют на плате электроники ПЗУ,
уникальное для каждого диска и содержащее в себе адаптивы для доступа к
служебной информации. Поэтому если на плате электроники выгорело ПЗУ или
выгорел процессор с внутреннем ПЗУ, то подбор ПЗУ может оказать не
только нетривиальной и длительной по времени задачей, но и даже
неисполнимой задачей.
Нарушение целостности служебной информации
Следующим видом неисправности жесткого диска является нарушение
целостности служебной информации. Любой жесткий диск представляет из
себя маленький компьютер, имеющим ОЗУ, ПЗУ и процессор работающими под
управление своей собственной операционной системой, находящейся на
блинах в недоступной для обычных пользователей месте. Эту операционную
систему и называют служебной информацией, так же ее еще называют
микрокодом, служебкой, фирмварью, модулями, ресурсами.
Структура служебной информации в общих чертах схожа у разных
производителей дисков, но в зависимости от производителя и от модели
диска способы доступа и работы со служебной информацией сильно
отличаются и представляют достаточно непростой задачей.
Служебная информация состоит из модулей, каждый из которых отвечает
за функционирование жесткого диска и может по разному влиять на работу
жесткого диска в зависимости от производителя и модели. Модули служебной
информации жесткого диска можно условно поделить на несколько категорий
и дать характеристику по степени влияния на целостность
пользовательской информации:
Название модуля |
Назначение |
Критичность для доступа к данным |
Способы восстановления |
очень критичные |
адаптивы |
содержит настройки БМГ, уникален для каждого жеского диска |
несовпадение адаптивов приводит к значительному
ухудшению качества чтения данных, вплоть до невозможности чтения одной
или несколькими головками |
подбор от других жестких дисков или настройка вручную |
дефект листы |
содержат списки плохих секторов и дорожек, на которые не осуществляется запись данных |
утрата дефект листов, является критичной для
функционирования жесткого диска и приводит к нарушению доступа к
пользовательским данным |
восстановление из заводской копии (при наличии),
обнуление и последующее наполнение дефектами до восстановления доступа к
пользовательским данным |
транслятор |
содержит список соответствия секторов пользовательской
области (LBA) и физической области с учетом пропусков секторов и
дорожек, занесеных в дефект листы |
разрушение или слет транслятора приводит к полному или частичному нарушению доступа к данным |
пересчет транслятора при условии целостности дефект листов, сборка транслятора вручную при отсутствии дефект листов |
не очень критичные |
модули оверлеев |
необходимы для функционирования внутренней операционной системы диска |
разрушение приводит к неработоспособности жесткого диска и соответственно невозможности доступа к пользовательским данным |
запись модулей от точно таких же моделей с одинаковой версией служебной информацией |
модули SMART |
содержат информацию о состоянии жесткого диска |
при разрушение может блокироваться доступ к пользовательским данным или инициализация происходит длительное время |
запись модулей от точно таких же моделей
|
логи работы внутренней операционной системы |
содержат логи работы внутренней операционной системы |
при разрушение может блокироваться доступ к пользовательским данным или инициализация происходит длительное время |
запись модулей от точно таких же моделей |
не критичные |
модули и логи selfscan |
содержат модули, необходимые для проведения заводского тестирования |
не критичны для работы в пользовательском режиме |
могут применятся для восстановления вышеописаных модулей |
Симптомы:
- жесткий диск раскручивается и рекалибруется нормально;
- в BIOS определяется заводским семейством;
- в паспорте отдается серийный номер, отличающийся от нанесенного на гермоблоке;
- попытка проверки поверхности заканчивается сразу неудачно.
Работы проводимые при восстановлении данных:
- восстановление модулей специализированным программным обеспечением (комплекс РС3000, комплекс HRT, самописное ПО).
Примечание: стоит отметить, что разрушение служебной информации часто
происходит в результате деградации БМГ и процедуры восстановления
служебной информации может оказаться недостаточно и для восстановления
информации потребуется проведение процедуры замены БМГ.
Деградация поверхностей или блока магнитных головок
Тоже достаточно частая неисправность это деградация поверхностей или
блока магнитных головок (одной или всех) или как часто называют BAD
блоки. Данная неисправность появляется в следствии длительной или
неправильной эксплуатации диска, например перегрев.
Сиптомы:
Невозможность копирования файлов (операционная система выдает сообщение об ошибке контрольной суммы);
- увеличение значения атрибута SMART (количество переназначенных ссекторов);
- очень медленная работа диска;
- при проверке поверхности утилитами (напр. MHDD, Victoria) выявляются ошибки при чтении поверхности;
- при загрузке ПК выдается сообщение об необходимости бекапа данных и замены диска.
Работы проводимые при восстановлении данных:
- вычитывание диска в образ, с использованием алгоритма пропуска BAD блоков;
- вычитывание с помощью различных технологических команд BAD блоков;
- восстановление информации из образа с формированием списка файлов на которые «попали» BAD блоки.
Стоит отметить, для некоторых типов файлов наличие нескольких
неправильных или пропущеных секторов в теле файла, не всегда является
критичным. Так например большинство Word, Excel, Jpg, AVI файлов
откроются нормально при таком способе восстановление данных.
Залипание головок
Следующая неисправность о которой мы расскажем, это залипание
головок. Когда на жесткий диск не подано питание, головки находятся в
парковочной зоне. Существует два типа парковочных зон: 1. Парковочная зона на блинах, на внутренней части диска. 2. На специальной парковочной площадке за внешней частью диска.
В рабочем же состоянии, когда диски набирают необходимые обороты,
головки выводятся из парковочной зоны в рабочую область и «парят» или
«летят» над поверхностью. Растояние между поверхностью блина и головкой
очень небольшое и намного меньше человеческого волоса. Залипанием
головок называют ситуацию когда головка оказывается в рабочей зоны
(грубо говоря посередине блина) и в этот моменты диски уже не крутятся.
Головки прилипают к поверхности и не дают раскрутится двигателю, у
двигателя не хватает мощности, чтоб оторвать головки от поверхности.
Данная неисправность возникает чаще всего из-за того, что диск уронили.
Симптомы:
- в момент подачи питания слышны попытки двигателя раскрутится;
- иногда слышны звуки позиционера, пытающегося вернуть головки в парковочную зону;
- Работы, проводимые при восстановлении данных:
- вывод с помощью специального инструмента головок в парковочную зону;
- считывание диска в образ;
- восстановление информации из образа.
К сожалению на современных дисках вывод головок в парковочную зону не
всегда заканчивается успешно. Система подвеса головок на современных
дисках очень нежная, и в момент отрыва головок от поверхности всегда
есть вероятность нарушения системы подвески одной или нескольких
головок. В случае неудачного вывода головок и их повреждения необходимо
прибегать к процедуре замены БМГ.
Неисправность блока магнитных головок
Неисправностью БМГ считается, когда одна или несколько головок на БМГ не читают или не пишут информацию совсем.
Симптомы;
- при включении диск не определяется BIOS совсем или определяется неправильно;
- при включении диска раздаются не характерные звуки, чаще всего удары или скрежет;
- информация с диска не копируется вообще.
Работы, проводимые при восстановлении данных:
- подбор донора (донор это точно такой же диск как и неисправный, то
есть должны совпадать производитель диска, марка и модель диска, а так
же еще некоторые параметры в зависимости от производителя диска, так
например на дисках производства Maxtor должны совпадать буквы в
конфигурации диска)
- замена неисправного БМГ на исправный;
- считывание образа диска;
- извлечение информации из образа.
На дисках с большим объемом и количеством головок больше 3 очень
часто возникает ситуация, когда при замене голов информацию читают не
все головки, или читают не стабильно. В таких случаях информация
вычитывается путем подбора из нескольких БМГ одного с наилучшими
параметрами и последовательного вычитывания с каждой головки отдельно.
Царапины, запилы, задиры
Царапиной, запилом, задиром считается неисправность, при которой на
поверхности блина(ов) имеются физические повреждения. Из-за таких
повреждений происходит выход из строя БМГ. К сожалению, при такой
неисправности восстановление информации является весьма сложным
процессом. Про принципу проведения работ данные работы не отличается от
процедуры замены БМГ, за одним маленьким исключением, мастер при
проведении работ старается с помощью различных ухищрений не допустить
попадания исправных головок в область царапины, запила или задира. При
вычитывании диска информацию невозможно восстановить на 100%, если
информация была записана в поврежденной области. При восстановлений
информации обычно расходуется не один комплект БМГ.
Клин шпинделя двигателя
Одной из самых сложных неисправностей жесткого диска является клин
шпинделя двигателя. Данная неисправность чаще всего возникает из-за
падения жесткого диска, хотя и встречаются случаи клина и в результате
обычного износа.
Симптомы:
- при включении жестких диск издает жужжащие звуки;
- двигатель не раскручивается.
Работы, проводимые при восстановлении данных:
- перестановка блинов несправного диска в корпус исправного диска;
- перестановка блока магнитных головок в банку исправного диска (в случае если они исправны);
- если БМГ неисправен, то подбор донора (донор это точно такой же
диск, как и неисправный, то есть должны совпадать производитель диска,
марка и модель диска, а так же еще некоторые параметры в зависимости от
производителя диска, так например на дисках производства Maxtor должны
совпадать буквы в конфигурации диска);
- установка исправного БМГ;
- считывание образа диска;
- извлечение информации из образа.
В заключение необходимо отметить, что очень часто мастер при
проведении работ сталкивается с комплексом неисправностей. Например
залипание головок сопровождается заменой БМГ. Клин двигателя
сопровождается заменой БМГ и наличием царапин на поверхностях и так
далее.
Источник: http://www.vosst.ru |